Беспилотники, цифровые двойники и экспресс-мониторинг становятся частью единой системы управления мостами. Цифровизация позволяет повысить безопасность и снизить затраты на содержание инфраструктуры.
Казахстан продолжает внедрять цифровые технологии в управление транспортной инфраструктурой. В рамках этой работы Казахский дорожный научно-исследовательский институт (КаздорНИИ) реализует единую Систему управления эксплуатацией мостов - цифровую платформу, содержащую информацию о диагностике, мониторинге и прогнозировании технического состояния мостовых сооружений.
С 2023 года в рамках проекта обследовано более 100 мостов, включая сложные внеклассные сооружения в Павлодаре, Уральске и на обходе Астаны. На сегодняшний день уже созданы их трёхмерные цифровые двойники - точные копий, позволяющие дистанционно отслеживать техническое состояние конструкций и оперативно реагировать на возможные риски.
В 2025 году планируется обследование ещё 60 мостов с последующим созданием цифровых двойников для каждого из них.
Система позволяет перейти от реактивного обслуживания к проактивному управлению. Мы формируем единую цифровую базу по всей стране, интегрируем данные обследований и внедряем автоматизированные методы контроля. Это качественно меняет подход к безопасности и обслуживанию мостов.
В рамках проекта также реализуются:
- внедрение беспилотных летательных аппаратов для визуального обследования мостов, включая труднодоступные и крупногабаритные сооружения;
- создание 3D-моделей мостов, формирующих цифровых двойников для дальнейшего мониторинга и анализа технического состояния;
- разработка нормативно-технических документов, включая методики оценки эксплуатационного состояния и принципы построения систем мониторинга.
С 2025 года также внедряется мобильный экспресс-мониторинг мостов, который позволяет проводить оперативную диагностику без остановки движения и с минимальными затратами времени.
Работа проводится в координации с Комитетом автомобильных дорог Министерства транспорта РК. В перспективе система охватит все мосты на дорогах республиканского значения, обеспечив прозрачное, точное и продуктивное управление инфраструктурой.
Напомним, в Казахстане эксплуатируется более 3500 мостов, значительная часть которых расположена в регионах и на дорогах местного значения. Многие из них уже достигли предельного срока службы и требуют регулярного обследования и контроля технического состояния.