КаздорНИИ внедрил мобильную технологию мостов, способную выявить скрытые дефекты и предотвратить аварии всего за несколько минут.
Специалисты утверждают, что теперь состояние мостов можно оценить за считанные минуты — без использования спецтехники и перекрытия движения. В «КаздорНИИ» начали применять мобильный измерительный комплекс нового поколения, позволяющий быстро выявлять потенциальные дефекты, способные повлиять на безопасность дорожной инфраструктуры, прямо в полевых условиях. Устройство уже используется при обследованиях мостовых сооружений в различных регионах страны.
«Эта технология позволяет нам проводить экспресс-мониторинг прямо на месте — за считанные минуты. Мы можем быстро оценить надёжность конструкции, выявить скрытые дефекты и понять, нужно ли срочное вмешательство», - отметил руководитель управления мостовых и дорожных сооружений, phD докторант Кайсар Шалкар.
Комплекс включает в себя несколько типов датчиков. Один из них - акселерометры - регистрируют вибрации конструкции. Чтобы «пробудить» мост и начать его «прослушивать», достаточно обычных прыжков человека: конструкция выходит из равновесия, и датчики фиксируют её реакцию. Если частота колебаний отклоняется от нормы, это сигнал о возможных повреждениях. Другой ключевой элемент - тензодатчики, измеряющие деформации. Это особенно важно, если балка моста пострадала, например, от удара негабаритного транспорта.
Как утверждают специалисты, главное преимущество комплекса - скорость и эффективность. Раньше подобные обследования требовали больше времени, ресурсов и зачастую сопровождались неудобствами для пользователей дорог. Теперь технология позволяет ускорить принятие инженерных решений и своевременно предотвращать аварийные ситуации. Экспресс-диагностика уже доказала свою эффективность и может стать новым стандартом технического контроля на объектах транспортной инфраструктуры страны.
К слову, все данные, собранные в рамках экспресс-мониторинга, будут поступать в разработанную Институтом систему управления эксплуатацией мостов (СУЭМ). Эта система не только сохраняет цифровые результаты обследований, но и будет включать 3D-модели мостов, над созданием которых также работает Институт.
Напомним, в Казахстане насчитывается более 3,5 тысяч мостовых сооружений, которые, по мнению экспертов, должны обследоваться каждые пять лет, а старые объекты каждые три года.